Обновление содержания ДОУ
Педагоги МК ДОУ работают с высоким уровнем педагогического мастерства. В МК ДОУ реализуются принципы развивающего обучения. Для этого разрабатываются комплексные формы организации педагогического процесса, непосредственно образовательная деятельность с использованием мягких модулей, музыкального сопровождения, предусмотрена программа охраны и укрепления здоровья детей, полноценное физическое развитие.
Воспитатели осваивают современные педагогические технологии, методики, обновляют содержание через инновации в педагогическом процессе и модернизации содержания структуры дошкольного образования.
Постоянное стремление к освоению инноваций позволяет педагогическому коллективу работать в соответствии с современными тенденциями в дошкольном образовании, что способствует профессиональному росту педагогов, выявлению и реализации творческого потенциала детей, развитию их активности и самостоятельности.
Коллектив педагогов ставит перед собой задачи дальнейшей разработки и освоения, новых тем и методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Качество реализации образовательной программы
Учебно-методические комплексы, по которым работает МК ДОУ:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» (ред. М.А.Васильева, Т.С.Комарова, В.В.Гербова, Москва, 2006);
- Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф.Сорокина);
- «Основы безопасности жизнедеятельности» (З.Б.Стёркина, Н.Н.Авдеева, Н.А.Князева);
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Формы образовательной деятельности
- Познавательно-исследовательская деятельность;
- Наблюдение, экскурсия;
- Решение проблемных ситуаций;
- Экспериментирование, исследование;
- Коллекционирование;
- Моделирование;
- Реализация проекта;
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
- Конструирование;
- Увлечения.
Модель выпускника МК ДОУ № 26 «Сказка»
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослым и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
94 % выпускников детского сада соответствуют представленной модели выпускника.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы рассчитана на 3 возрастных периода (в соответствии с возрастной периодизацией Л.С.Выготского): ранний возраст от 1 года до 3х лет, преддошкольный возраст от 3 до 5 лет и дошкольный возраст от 5 до 7 лет, и включает ряд мероприятий и диагностических методик.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г №655, п.3.6).
Итоговые результаты подводятся в конце возрастного периода (в соответствии с возрастной периодизацией Л.С.Выготского), т.е. в 3 года, 5 и 7 лет. Промежуточные проводятся ежегодно в соответствии с базисными характеристиками личности, представленными в образовательных паспортах групп, методиками обследования как общепринятого характера, так и рекомендуемыми авторами базовых программ.
Физическое развитие
Оценка физического развития детей в МК ДОУ №26 проводится два раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и дополнительными результатами тестирования физической подготовленности.
Оценку физического развития детей дошкольного возраста по данным антропометрии проводят медицинские работники 2 раза в год на основании методических рекомендаций департамента здравоохранения Тульской области для медицинских работников дошкольных учреждений «Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях». Оценку физических качеств детей с 4х лет проводят воспитатели групп и инструктор по физической культуре.
Результатом данных мониторингов является определение группы здоровья воспитанников и физкультурной группы, определение динамики физического развития и выстраивание индивидуальных перспектив укрепления здоровья и физического развития.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие детей преддошкольного возраста (3-5 лет) определяется по общепринятым критериям с использованием следующих диагностических методик:
Промежуточную оценку интеллектуального развития проводят воспитатели групп в конце учебного года. Итоговая диагностика проводится в конце возрастного периода (5 и 7 лет) и в случае стойких показателей низкого уровня интеллектуального развития выносится на ПМПК.
Кроме того, в начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительных групп медицинские работники детской поликлиники проводят диагностику функциональной готовности к обучению в школе.
Результаты мониторинга детей, функционально неготовых к обучению в школе, рассматриваются на ПМПК МБДОУ №16, и для них составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей деятельности, включающих оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом.
Результаты первого и второго обследования детей с низкой функциональной готовностью к школе, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.
Личностное развитие
Уровень личностного развития детей преддошкольного возраста (3-5 лет) определяется по общепринятым критериям и с помощью традиционных диагностических методик.
Промежуточный мониторинг личностного развития проводят воспитатели групп в течение учебного года. Итоговая диагностика проводится в конце возрастного периода (5 и 7 лет) и в случае стойких отклонений личностного развития (девиантное поведение, агрессивные и депрессивные проявления, жестокость, страхи и др) выносится на ПМПК, где определяется траектория индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями личностного развития.
Результаты мониторинга являются закрытыми и представляют собой целевые ориентиры для педагогов при определении индивидуальных траекторий сопровождения развития каждого воспитанника.
Разрешение на проведение мониторинга в соответствие со ст.2.4 приказа министерства образования и науки РФ №03-132 от 27.01.2009г. «Методических рекомендаций по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования» оговаривается с родителями воспитанников при заключении договора.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных моментов на год:
- Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года);
- Гимнастика после сна (ежедневно в течении года);
- Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю);
- Точечный массаж (в период эпидемий ОРЗ);
- Воздушные ванны (перед сном, после сна);
- Физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- Проветривание помещений (перед сном, после сна);
- Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю);
- Витаминизация: соки, напитки, отвары, витамины (ежедневно);
- Профилактические прививки (по согласию родителей);
- Закаливание солнцем, водой (в летний период);
- Профилактика плоскостопия (ежедневно);
- Профилактика осанки детей (ежедневно);
- Физкультминутки (ежедневно);
- Подвижные игры (ежедневно);
- Прогулки;
- Работа с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М.Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- Спортивный зал (оснащен спортивными комплексами и спортивным инвентарем);
- Спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- Музыкальный зал;
- Кабинет медицинского работника;
- Кабинет логопеда.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия руководителя физвоспитания с воспитателями, с медицинской сестрой, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей
- «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна»;
- «Физическая готовность детей к школе».
Планирование выступлений на педсоветах
- «Охрана жизни и здоровья детей»;
- «Итоги оздоровительной работы».
Планирование медико-педагогических совещаний
- «Эффективность физкультурно-оздоровительной работы»;
- «Итоги оздоровительной работы».
В своей работе руководитель физвоспитания детского сада использует различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Руководитель физвоспитания совместно с воспитателями подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
- Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение;
- Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ;
- Профилактика заболеваний;
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, также включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, витаминизация.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, занятия в группах по профилактики плоскостопия и нарушения осанки (мобильные группы), закаливание и гимнастика после сна. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края на 2012 – 2013 учебный год
Перечень
основных видов непосредственно образовательной деятельности
в первой младшей группе МК ДОУ д\с №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
на 2013-2014 учебный год
Виды образовательной деятельности |
Количество видов образовательной деятельности |
|
в неделю |
в год |
|
1 |
2 |
3 |
1 младшая группа |
||
Познание 1 Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 2 Формирование целостной картины мира 3 Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие) |
3 1
1
1 |
108 |
Коммуникация. Художественная литература |
1 |
36 |
Художественное творчество 1 Рисование 2 Лепка |
2 1 1 |
72 36 36 |
Физкультурное |
2 |
72 |
Музыкальное |
2 |
72 |
Всего |
10 |
360 |
|
Перечень
основных видов непосредственно образовательной деятельности
во второй младшей МК ДОУ д\с №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
на 2013-2014 учебный год
Виды образовательной деятельности |
Количество видов образовательной деятельности |
||
в неделю в год
|
|||
1 |
2 3 |
||
|
Вторая младшая группа |
||
Познание 1 Формирование целостной картины мира 2 Формирование элементарных математических представлений. 3. Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность |
2
1
1
|
72 |
|
Коммуникация. Художественная литература. |
2
|
72 |
|
Художественное творчество 1 Рисование 2 Лепка 3 Аппликация |
2
1 0,5 0,5
|
72
36 18 18 |
|
Физкультурное |
3 |
108 |
|
Музыкальное |
2 |
72 |
|
Всего занятий |
11 |
396 |
|
|
|||
Перечень
основных видов непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе МК ДОУ д\с №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
на 2013-2014 учебный год
Виды образовательной деятельности |
Количество видов образовательной деятельности |
|||
в неделю
|
в год |
|||
1 |
2 |
3 |
||
|
Старшая группа |
|||
Познание 1 Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 2 Формирование целостной картины мира 3 Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие) |
4 1
1
1 |
144 |
||
Коммуникация. Художественная литература. |
3 |
108 |
||
Художественное творчество ·3 Рисование ·4 Лепка ·5 Аппликация |
3
2 0,5 0,5
|
108
72 18 18 |
||
Физкультурное |
3 |
108 |
||
Музыкальное |
2 |
72 |
||
Всего занятий |
15 |
540 |
||
|
||||
Перечень
основных видов непосредственно образовательной деятельности
в средней группе МК ДОУ д\с №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
на 2013-2014 учебный год
Виды образовательной деятельности |
Количество видов образовательной деятельности |
|||
в неделю
|
в год |
|||
1 |
2 |
3 |
||
|
Средняя группа |
|||
Познание 1 Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 2 Формирование целостной картины мира 3 Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие) |
2
1
1
1 |
72 |
||
Коммуникация. Художественная литература. |
2
|
72 |
||
Художественное творчество ·3 Рисование ·4 Лепка ·5 Аппликация |
2
1 0,5 0,5
|
72
36 36 36 |
||
Физкультурное |
3 |
108 |
||
Музыкальное |
2 |
72 |
||
Всего занятий |
12 |
432 |
||
Перечень
основных видов непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе МК ДОУ д\с №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
на 2013-2014 учебный год
Виды образовательной деятельности |
Количество видов образовательной деятельности |
|||
в неделю
|
в год |
|||
1 |
2 |
3 |
||
|
Подготовительная группа |
|||
Познание 1 Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 2 Формирование целостной картины мира 3 Формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие) 4 Экология 5. Обучение грамоте |
7 1
2
2 |
252 |
||
Коммуникация. Художественная литература. |
2 |
72 |
||
Художественное творчество 3 Рисование 4 Лепка 5 Аппликация |
3
2 0,5 0,5
|
108
72 18 18 |
||
Физкультурное |
3 |
108 |
||
Музыкальное |
2 |
72 |
||
Всего занятий |
17 |
612 |
||
|
||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану дошкольного образовательного учреждения
детского сада №26 «Сказка»
с.Золотаревка Ипатовского района Ставропольского края
Учебный план муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Сказка» с.Золотаревка Ипатовского района
Ставропольского края на 2012-2013 учебный год разработан:
- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года №91.
- учебный план является нормативно-правовой основой дошкольного образовательного учреждения. В учебном плане отражены все образовательные области и учтены нормативы учебной нагрузки;
- Учебный план построен на основании «Образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Сказка» с.Золотаревка» в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009г).
- Учебный план разработан для работы дошкольного образовательного учреждения в режиме пятидневной учебной недели. Решение принято на педагогическом совете протокол №1 от 1 сентября 2012г с учетом мнения педагогического коллектива.
- Обучение в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по «Образовательной программе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Сказка» с.Золотаревка» разработанной в соответствии:
- с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г № 655.
- на базе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С . Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: «Мозаика-синтез», 2010. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строиться по видам деятельности детей, имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.
Объем «Образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Сказка» с.Золотаревка» рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.
Участники образовательного процесса самостоятельно изменили до 20% общего объема Программы для отражения:
1) наличия приоритетных направлений деятельности (годовых задач ДОУ), в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в ДОУ, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифициро<